Ось, вал или шток?
Ось
Ось в машиностроении — это тело вращения вытянутой формы для поддержания находящихся на ней деталей. Детали на оси могут только вращаться, качаться вокруг неё или быть неподвижными. Т.е. ось не передаёт вращение, крутящий момент находящимся на ней деталям.Конструктивно ось может быть:
- с буртиком
- без буртика
- ступенчатой
- полой (трубчатой).
Кинематически по замыслу проектировщика ось может быть вращающейся, подвижной вдоль оси или неподвижной. Ось не предназначена для передачи крутящего момента, работает только на изгиб и срез. В этом её главное отличие от вала.
Вал
Как и многие названия в механике, название «вал» имеет немецкие корни и происходит от «die Welle, die Walze» (вал, цилиндр, ролик).Назначение вала — передавать крутящий момент сопряжённым с ним узлам механизма через жёстко закреплённые на валу зубчатые колеса, звездочки, шкивы, кулачки, муфты и т.д. Валы могут быть прямолинейными, коленчатыми, гибкими в отличие от осей, которые могут быть только прямолинейными и жесткими. Для преобразования вращательного движения вала в прямолинейное движение исполнительных механизмов применяют высокоточные прецизионные валы. Купить их и проконсультироваться можно в компании Техникс.
Компания Техникс производит и предлагает прецизионные прямолинейные валы для систем линейного перемещения (отклонение от прямолинейности от 0.2 мм на длине 1000 мм). Прецизионные валы technix изготовлены из легированной стали или стали 45, имеют износостойкую поверхность (HRC 62) и вязкую сердцевину. Назначение каждого вала можно уточнить у консультанта компании Техникс.
Шток
Если под название «вал» и «ось» попадают целые каталоги деталей самого различного применения, то под штоком подразумевают деталь узкого прикладного значения — это всегда соединительный стержень между поршнем гидроцилиндра, выступающего в качестве привода, и исполнительным механизмом. При этом шток совершает прямолинейное возвратно-поступательное движение, т.е. передаёт только осевое усилие. Шток не вращается, он не передает крутящий момент. В этом его отличие от вала.Название шток тоже немецкого происхождения: от «der Stock» (палка, шток). От палки здесь только название. На самом деле, это ответственная деталь, работающая в тяжёлых условиях знакопеременных нагрузок и экстремальных температур. Для штока разработаны специальные прочностные расчеты. Шток в составе цилиндра применяется в дорожно-строительной, подъемно транспортной, буровой технике, различном технологическом оборудовании.
Тело штока простого круглого сечения со стороны поршня, а хвостовик для крепления к исполнительному механизму может быть сложной геометрической формы вплоть до вилкообразной. Шток может быть цельным, полым (трубчатым) и телескопическим.
Наглядным примером совместного применения и функциональных отличий вала, оси и штока является устройство судового крейцкопфного двигателя внутреннего сгорания (СДВС). Ось поршня СДВС (поршневой палец) запрессована, она неподвижна и служит только для соединения поршня со штоком. Другим концом шток жестко соединён второй осью с ползуном-крейцкопфом (и опять здесь не обошлось без немецкого «der Kreuzkopf»). Крейцкопф задает возвратно-поступательное направление перемещения всей поршневой группе, которое далее преобразуется в колебательно-вращательное движение шатуна с кривошипом. Кривошип жестко закреплён на валу и заставляет вал вращаться, передавая крутящий момент.
- Комментарии
Загрузка комментариев...