Температура работы подшипников
Чрезмерный нагрев механизмов может увеличить интенсивность износа узлов и деталей, привести к преждевременному выходу из строя оборудования. Для долговечной эксплуатации подшипников важно следить за температурным режимом, который зависит от типа этого элемента, условий работы, состава материалов, соблюдения правил обслуживания и других обстоятельств.
Рабочая температура
Рабочей температурой подшипников качения или скольжения на валах промышленных агрегатов или других устройств называют показатель температурного режима, не выходящий за пределы нормативного диапазона, установленного изготовителем. Невозможно точно назвать величину этого значения. Но если учитывать, что прикосновение к нагретому металлу до 70°С вызывает ожог, этот порог можно назвать исходным при вычислении нормы.
Подшипник будет всегда теплее окружающей среды, поскольку нагрев вызывает скольжение соприкасающихся элементов этого узла. Снизить интенсивность разогрева можно за счет отвода излишков тепловой энергии наружу, охлаждения смазкой.
Для долговечной эксплуатации важно поддерживать разумный баланс между температурным режимом оборудования и интенсивностью отдачи тепла окружающей среде. При таком подходе температура работы подшипников качения или скольжения не будет расти, что обеспечит штатный режим эксплуатации подшипникового узла.
Максимальная температура
Максимальная температура работы подшипников зависит от устойчивости полимерных материалов, из которых изготавливают сепараторы и уплотнительные прокладки.
Еще одно условие, устанавливающее ограничения по температурному режиму – состав смазочных материалов. Присадки против образования задиров утрачивают рабочие свойства при 80°С. Смазка LGHP2 и другие пластичные смазки могут работать при 120°С и более.
Минимальная температура
Минимально допустимая рабочая температура подшипников электродвигателей или других механизмов зависит от следующих условий:
- условий окружающей среды;
- степени загрязненности поверхности подшипникового узла;
- интенсивности нагрузок;
- состава и способа подачи, своевременности замены смазки;
- размеров и конфигурации тел качения;
- правильности монтажа;
- свойств материалов, из которых изготовлено устройство;
- конструкции опорного элемента и пр.
Технические характеристики изготовитель указывает в документации, сопровождающей соответствующую продукцию.
Пределы допустимой температуры для подшипников
Пределы рабочей температуры различных подшипников по ГОСТ, в том числе в зависимости от материала сепаратора (для устройств с телами качения), приведены в таблице:
Тип подшипника | Материал сепаратора, другие конструктивные особенности | Предел температуры |
---|---|---|
Качения | С термостабилизационной обработкой стальных обойм | 200 |
Полиамид | 120 | |
Текстолит | 120 | |
Полиэфирэфиркетон | 150 | |
Армированный NBR-каучук и нитрил | 90 | |
Гидрированный HNBR-каучук | 150 | |
Фторкаучук, витон | 200 | |
Скольжения | - | 200 |
Опасность перегрева
Перегрев грозит разрушением сепаратора, утратой прочности обойм, повышенной интенсивностью износа. Дополнительное негативное следствие, усугубляющее процесс – испарение смазки, что увеличивает интенсивность трения. Это особенно актуально при превышении температуры работы подшипников скольжения.
Относительный и абсолютный предел температуры
То, что степень нагрева подшипникового узла не выходит за пределы нормального диапазона, не означает отсутствие проблем. Если устройство стабильно работало при 40°С, а затем температура возросла вдвое, это указывает на серьезные риски. Предупредить выход из строя можно применением контрольных устройств, фиксирующих текущие характеристики и сигнализирующих в случае резкого отклонения фактических параметров от обычных значений.
Правильный выбор, установка и регулярное техническое обслуживание с надлежащим подводом смазки обеспечит продолжительный ресурс подшипников. При этом степень нагрева зависит от многих факторов, тщательный анализ которых позволит верно оценить ситуацию и своевременно принять адекватные меры.
- Комментарии