Установка (монтаж) роликоподшипников с закрепительными втулками
Конструкция сферических роликовых подшипников
Роликоподшипник состоит из:
- двух колец – наружного и внутреннего;
- элементов качения – роликов;
- держателя роликов – сепаратора.
В комплект поставки также могут входить дополнительные элементы – закрепительная втулка, оснащённая гайкой и стопорной шайбой. Данные детали служат для монтажа подшипника на валу.
При общей схожести всех опорных узлов роликового типа они различаются по конструкции тела качения, направляющей для роликов и т. д.
Виды роликоподшипников по нагрузке
Одним из основных параметров классификации является направление нагрузки, действующей на деталь. Разделяют несколько видов подшипников:
- Радиальные – воздействие оказывается сверху/снизу на узел.
- Опорные – предназначены для нагрузок, действующих вдоль валовой оси.
- Опорно-радиальные – для нагрузок в двух плоскостях.
Данный параметр влияет на область применения роликовой опоры. Назначение подшипника также определяется конструкцией элементов качения.
Классификация роликов
Специалисты различают следующие виды опор по конструкции тела качения: цилиндрические; сферические; игольчатые; конические. Каждый вариант имеет свои особенности и применяется в определённых узлах и агрегатах.
Цилиндрический
Наиболее распространённый вариант опоры. В качестве ролика используются цилиндры, которые располагаются в один, два или более рядов. Предназначены для использования при радиальных воздействиях.
Конический
В качестве ролика используется конусообразный элемент, располагающийся на наклонной дорожке. Такие подшипники выдерживают поперечные и продольные нагрузки. С увеличением угла конуса возрастает допустимая нагрузка по оси вала. Ролики могут монтироваться в два ряда, что обеспечивает устойчивость к осевой нагрузке в обоих направлениях.
Сферический
Сферический роликоподшипник отличается тем, что внутренняя стенка его внешнего кольца имеет форму сферы. Такая конструкция обеспечивает свободное движение (в пределах, которые допустимы производителем) внутреннего кольца с сепаратором и роликами относительно внешнего. Также это позволяет минимизировать зазор подшипника при перекосе или провисании вала.
Игольчатый
Это изделие цилиндрического типа, предназначены для перпендикулярного воздействия. Отличие от опор-цилиндров заключается в диаметре и длине ролика – они более длинные и с очень малым поперечным сечением. Внешне такие ролики схожи с иглами для шитья.
Монтаж роликовых подшипников
Перед установкой требуется измерить зазор подшипников между роликом и внутренней стенкой внешнего кольца. Замеры производятся щупом по верхней линии элементов качения. Запомнить результат.
Монтаж подшипников на вал с использованием закрепительной втулки состоит из следующих этапов:
- Нанести на боковую поверхность и резьбу гайки закрепительной втулки дисульфид молибдена или аналогичный состав.
- Вал и верхнюю часть втулки обработать лёгким маслом.
- Приоткрыть втулку при помощи отвёртки, вставленной в щель втулки. Проворачивая её, зафиксировать втулку на валу.
- Установить подшипник на закрепительную втулку.
- Перед опорой поместить стопорную шайбу, гайку и закрепить ключом.
- Гайка затягивается до получения требуемого зазора. Величина зазора для каждого роликоподшипника своя, которую можно знать в каталоге продукции.
- Получившийся зазор не должен быть меньше, чем минимально допустимый по таблице (каталога). Замер зазора при опоре, установленной на вал, производится по нижней линии между роликом и внутренней поверхностью наружного кольца.
- Требуется соотнести лучи стопорной шайбы с прорезями на гайке и загнуть их во внутрь прорези (паза). Если лучи не совпадают с пазами, нужно провернуть гайку вперёд. Ослаблять гайку, проворачивая её назад, нельзя. Это приведёт к ослаблению фиксации всей конструкции.
- Последний этап – проверка опорного узла на свободное вращение.
Для более точного измерения зазоров и более крепкой фиксации конструкции можно использовать специальный инструмент.
Преимущества роликовых подшипников
Благодаря использованию роликов, площадь соприкосновения элемента качения с направляющей роликоподшипников выше, чем у шариковых. Это позволяет выдерживать более высокие нагрузки при тех же габаритах изделия. Среди других преимуществ: большая вариативность конструкций; возможность разборки; способность работать на высокой скорости.
В ассортименте отечественного производителя комплектующих для промышленности Technix представлен большой выбор роликовых подшипников различной конструкции и для различных условий эксплуатирования. Роликоподшипники «ТЕХНИКС» - это высококачественные аналоги мировых производителей SKF, ISB, NSK.
- Комментарии